18:40 О важности понимания самого себя. |
Понимание себя. Почему же это так важно? Давайте попробуем разобраться. В жизни практически каждого человека присутствуют очень непростые, а порой непереносимые, т.е. плохо интегрированные в общую канву биографии эпизоды и переживания. Такие интенсивные и заряженные моменты имеют большое значение для дальнейшего качества жизни и психической эффективности (энергии). Неразрешенные конфликты, обиды, эмоционально заряженные «решения», влияют на нас на всех уровнях: эмоциональном, когнитивном (мыслеобразующем и смыслообразующем) и поведенческом. Особенно такие вещи являются исключительно судьбоносными в детском и подростковом возрасте. Поэтому очень важно тренировать сознательность( или как сегодня говорят осознанность ), и особенно, если мы чувствуем что есть какие-то чувства, устойчивые эмоциональные состояния, убеждения, переживания, которые мешают нашему развитию, тормозят нашу деятельность, мотивацию и способность к целеполаганию, а также способствуют формированию вторичных неадаптивных мыслей, чувств, переживаний. Постараюсь пояснить на примере, что я имею ввиду. Например, если человек очень стыдливый, если его легко заставить испытать стыд или замешательство, связанное с чувством стыда, то у данного человека может сформироваться страх перед испытыванием стыда. Это может быть связано как раз с теми «заряженными» эпизодами в жизни, когда стыд переживался чрезмерно интенсивно и приносил сильный дискомфорт. Или сам стыд являлся предвестником ещё более непростых событий, которые было тяжело эмоционально принять и соотнести со своими жизненными обстоятельствами. Так формируются такие сложные комплексы чувств как «страх стыда», «страх гнева», «гнев на себя за свой стыд», «страх страха» и т.д. в силу интенсивности чувств, которые когда-то переживались очень неприятно, невозможности адекватно выразить эти чувства или по принципу научения, где испытанное при других чувство становилось условным стимулом сигнализирующим о других неприятных событиях или переживаниях (про условные стимулы см. классическое обусловливание Ивана Петровича Павлова). Я думаю не нужно больше дополнительно комментировать тот факт, что наличие таких вот сложных чувств достаточно сильно осложняет жизнь, искажает чувство перспективы, ослабляет веру в себя и вызывает ощущение некоей несвободы. Это как раз-таки повод обратить внимание на свой внутренний мир самостоятельно или в работе с психологом. Стоит привести рекомендации для начала самостоятельной работы. Вопросы для самоисследования: когда, при каких обстоятельствах я чувствовал(а) себя также? Как то событие повлияло на меня: моё мировосприятие, мировоззрение, мысли, чувства? Почему сейчас я чувствую себя как тогда? Какую эмоцию я не допускаю для переживания? Что я думаю, чувствую, какие ощущения появляются в теле, какую позу я занимаю в этот момент? Почему со мной это происходит, как я поддерживаю это дискомфортное состояние? Почему другие не испытывают дискомфорт в подобных ситуациях что и я? Если посредством вопросов, удаётся выявить определённые взаимосвязи, то следующим этапом является работа непосредственно со сложными чувствами(эмоциями). Например, можно поучаствовать в психодраме или гештальт-группе, где можно безопасно разыграть и прожить все эмоции посредством ролевых отыгрышей, понять их природу и динамику более глубоко, а также осознать, что никакая эмоция не может быть «недопустимой» по своей сути, преодолеть сопротивление. Может помочь упражнение на разидентификацию с переживанием: это было тогда, сегодня подобное чувство не несёт угрозы для меня и моих отношений. Я стал(а) взрослее, умнее, опытнее, и поэтому я смогу со всем справиться и позаботиться о себе. Я принимаю всё то, что я переживаю, понимая естественность происходящего. Упражнение на разидентификацию с человеком: он(а) не может влиять на интенсивность моих чувств, я смотрю критично на всё, что мне говорят. Приведём такой пример: вместо «я безалаберный(ая) и ничего у меня не получается хорошо» мы вспоминаем, кто так отзывается о нас или отзывался и разидентифицируемся с мнением о себе: «Моя тётя, считает что я безалаберный(ая) и ничего не могу, невзирая на мои успехи в учёбе в университете.» Таким образом, снижаем авторитет тёти для самих себя, отдавая себя отчёт о своих РЕАЛЬНЫХ качествах, которые не раз проявлялись в Вашей жизни. Вот именно для этого и нужно тренировать осознанность и понимание себя, а также осведомлённость о себе. Прошлое мы изменить не в силах, зато, посредством работы над собой, мы можем определить какие чувства (эмоции) и убеждения, которые часто всплывают, но которые безнадёжно устарели и не несут в себе больше адаптивной функции, не помогают нам развиваться, а напротив, мешают нашей способности выстраивать собственный уникальный план развития. Очевидно, что связь между эмоционально-чувственной сферой и убеждениями обоюдная: как наши убеждения влияют на наши чувства и эмоции, так и оные влияют на наши убеждения и могут их формировать. Но как видно из приведённого материала, тут есть ловушка: как правило, убеждения сформированные под влиянием сильных, а порой и шоковых эмоций(на примере травмирующей ситуации) не являются рациональными, так как они участвовали с минимальной включенностью сознания. Поэтому эмоциональные, как бы неотработанно - навязанные убеждения, как правило, деформируют нашу жизнь и деятельность. И тут важно начать работать с фильтром сознания в безопасной обстановке, чтобы отказаться от дезорганизующих установок. Зачастую это долгая работа, где приходится возвращаться на предыдущие этапы. И к тому же зачастую только «в независимой» безопасной обстановке на встречах с психологом возможно отработать страх перед изменениями, которые будут результатом работы над собой. Ведь отказ от сложных чувств или снижение симптоматики, ими вызванное, так или иначе повлияют на организацию жизни. Удачи и до встречи в следующих материалах! Важно! Публикация данной статьи на других сайтах разрешена только с ссылкой на первоисточник. |
|
Всего комментариев: 0 | |
|
|